• Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
  • +7 (985) 761 1004

Полезная информация

Разъяснения по вопросам применения норм Федерального закона

от 27 июня 2018 г. N 163-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», поступившим от территориальных органов МВД России.

  • Будет ли нести ответственность работодатель за невыполнение правил миграционного учета иностранного работника в том случае, если работник проживает по частному адресу, а собственник помещений, где проживает иностранец, по своей вине его не поставил на учет?

    Если работодатель является принимающей стороной для работающего у него иностранного гражданина в том смысле, который определен Федеральным законом, то неисполнение им обязанности по постановке иностранного работника на учет по месту пребывания влечет привлечение его к административной ответственности в соответствии с частью 4 статьи 18.9 КоАП РФ. В ином случае за нарушение установленных правил при осуществлении миграционного учета иностранного работника работодатель привлечению к административной ответственности не подлежит.
  • Возможно ли использование доверенности от собственников квартир на третьих лиц для постановки иностранных граждан на миграционный учет?

    Передача полномочий собственника помещений, выступающего в качестве принимающей стороны, по нотариально удостоверенной доверенности третьему лицу законодательством Российской Федерации не предусмотрена. Вместе с тем, если в соответствии с нотариально удостоверенной доверенностью собственник помещения, предоставил право иному лицу распоряжаться принадлежащим ему помещением в части, касающейся передачи его для проживания третьим лицам, то данное лицо, по нашему мнению, вправе выступить для иностранного гражданина в качестве принимающей стороны при соблюдении условий, предусмотренных пунктом 7 части 1 статьи 2 Федерального закона № 109-ФЗ.
  • В части 3 статьи 22 Федерального закона №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» указано, что при наличии документально подтвержденных уважительных причин, препятствующих принимающей стороне направить уведомление, иностранный гражданин может самостоятельно направить уведомление о постановке на миграционный учет. Данное положение требует разъяснений, поскольку не ясно, какие причины считаются уважительными и, что будет являться документальным подтверждением? Какие документальные подтверждения и в каком виде необходимо предоставить в органы миграционного учета иностранному гражданину для самостоятельной подачи уведомления? Сможет ли в данном случае иностранный гражданин сам подписать форму уведомления о постановке на миграционный учет, и как будет проходить постановка на учет в этом случае? На сегодняшний день на практике никакие документы, объясняющие уважительную причину, не принимают.

    В соответствии с частью 3 статьи 22 Федерального закона №109-ФЗ при наличии документально подтвержденных уважительных причин, препятствующих принимающей стороне самостоятельно направить уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета, указанное уведомление должно быть в установленном порядке представлено в орган миграционного учета непосредственно указанным иностранным гражданином. По нашему мнению, к уважительным причинам могут относиться обстоятельства, которые объективно препятствуют принимающей стороне лично передать (направить) уведомление о прибытии в орган миграционного учета (болезнь, командировка, пребывание принимающей стороны за пределами Российской Федерации). В качестве подтверждения могут рассматриваться любые документы, которые указывают на такие обстоятельства (справка из больницы, командировочное удостоверение, договор на оказание туристических услуг, нотариально удостоверенное заявление принимающей стороны, подтверждающие данные обстоятельства и т.д.). Вместе с тем, необходимо учитывать, что принимающая сторона свое согласие на временное проживание у нее иностранного гражданина выражает подписью на оборотной стороне уведомления о прибытии. Передача данных полномочий иным лицам российским законодательством не предусмотрена.
  • Может ли организация считаться принимающей стороной в том случае, если договор аренды квартиры, в которой проживает иностранный сотрудник, заключен между работодателем и физическим лицом, владельцем квартиры. Если возможно, то какие документы необходимо предоставить для постановки на миграционный учет иностранного сотрудника в в данном случае? Возможно ли в данном случае осуществить миграционный учет без участия собственника жилья? Если возможно, то по какому адресу необходимо осуществлять данную процедуру (адрес квартиры или адрес работодателя)? Кто будет принимающей стороной в данном случае? Какие документы необходимо будет предоставить от собственника жилого помещения и юридического лица? Как поступать в аналогичной ситуации, если собственником жилья будет юридическое лицо? Если собственник квартиры, являющийся физическим лицом с российским или иностранным гражданством, заключил с юридическим лицом договор аренды или договор доверительного управления, а юридическое лицо, в свою очередь, сдает квартиру иностранцу в субаренду (в найм), то может ли юридическое лицо в таком случае выступать в качестве принимающей стороны? Если это возможно, то какие документы необходимо предоставить? Кто в данном случае будет принимающей стороной?

    В качестве принимающей стороны могут выступать физические и юридические лица, предоставившие в соответствии с законодательством Российской Федерации для фактического проживания иностранному гражданину жилое или иное помещение, которое предоставлено принимающей стороне во владение и (или) пользование на основании гражданско-правового договора с правом предоставления данного помещения третьим лицам. В данном случае, кроме документов, необходимых для постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания и предусмотренных пунктом 28 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 г. №9 (далее – Правила), рекомендуется принимающей стороне дополнительно представить гражданско-правовой договор. Постановка на учет по месту пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в данном случае осуществляется по адресу предоставленного ему жилого или иного помещения.
  • Будет ли основанием для отказа в постановке на миграционный учет иностранных граждан, если у собственника квартиры, которая сдается этому иностранному гражданину в аренду, будут иметься административные правонарушения? (например, наличие неоплаченных счетов за коммунальные услуги, штрафы ГИБДД и т.д.).

    Оснований для приостановления или отказа в предоставлении данной государственной услуги не имеется. Пунктом 28 Правил установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых для постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания. в случае истребования не предусмотренных российским законодательством документов и (или) необоснованного отказа в получении государственной услуги (наличие неоплаченных счетов за коммунальные услуги, штрафов и т.д.), получатель государственной услуги по осуществлению миграционного учета вправе обратиться с жалобой в вышестоящую организацию и суд.
  • Можно ли осуществить постановку на миграционный учет от имени организации, в которой иностранный гражданин работает, по доверенности от арендодателя?

    Передача по доверенности полномочий собственника помещений, выступающего в качестве принимающей стороны, организации, в которой иностранный гражданин работает, законодательством Российской Федерации не предусмотрена. Вместе с тем, в качестве принимающей стороны может выступить организация, предоставившая в соответствии с законодательством Российской Федерации для фактического проживания иностранному гражданину жилое или иное помещение, которое предоставлено ей арендодателем во владение и (или) пользование на основании гражданско-правового договора с правом предоставления данного помещения третьим лицам.
  • Как быть с постановкой на миграционный учет иностранным гражданам, которые проживают в апартаментах?

    В соответствии с российским законодательством иностранный гражданин подлежит постановке на учет по месту пребывания в жилом или ином помещении, в котором он фактически проживает. В соответствии с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации апартаменты не относятся к жилым помещениям. В связи с этим, по нашему мнению, апартаменты можно рассматривать как иное помещение, по адресу которого иностранный гражданин подлежит постановке на учет по месту пребывания в установленном порядке при условии его фактического проживания в данном помещении.
  • Собственником жилья является иностранный гражданин, который не обладает статусом ВНЖ или ВКС. Как ему осуществить миграционный учет в случае его проживания у себя в квартире?

    Частью 3.1 статьи 22 Федерального закона определено, что при наличии у иностранного гражданина права собственности на жилое помещение, находящееся на территории Российской Федерации, он может заявить такое помещение в качестве своего места пребывания. В этом случае для постановки на учет по месту пребывания такой иностранный гражданин лично представляет уведомление о своем прибытии в место пребывания непосредственно в орган миграционного учета либо через многофункциональный центр.
  • Возможно ли выдать иностранному гражданину патент в одном субъекте Российской Федерации, если он фактически проживает и состоит на учете по месту пребывания в другом субъекте Российской Федерации?

    Иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдан патент. При этом законодательством Российской Федерации не предусмотрено, что иностранному гражданину может быть выдан патент только в том субъекте Российской Федерации, в котором он поставлен на учет по месту пребывания.
  • Планируется ли ввести электронную подачу уведомлений о постановке на миграционный учет через портал Госуслуги? В свете многочисленных вопросов, это могло бы значительно упростить процедуру для собственников жилья.

    Данный вопрос прорабатывается МВД России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. В настоящее время запущен «пилотный» проект по передаче сведений из организаций, оказывающих гостиничные услуги, в информационную систему МВД России посредствам ЕПГУ. По результатам проведения «пилотного» проекта будет решаться вопрос о применении механизма передачи указанных сведений в дальнейшем. Информация о возможности передачи сведений через ЕПГУ будет доведена дополнительно.
  • Подлежит ли иностранный гражданин постановке на учет по месту пребывания по адресу жилого или иного помещения, в котором он фактически проживает в случае, если данный адрес совпадает с адресом организации, в которой данный иностранный гражданин не осуществляет трудовую деятельность?

    Если адрес организации совпадает с адресом жилого или иного помещения, предоставленного в соответствии с законодательством Российской Федерации иностранному гражданину для фактического проживания, то он подлежит постановке на учет по месту пребывания по адресу данного помещения в установленном порядке.
  • Если у жилого помещения имеется несколько собственников, кто из них может обратиться за регистрацией нанимателей?

    Любой из дееспособных собственников жилого помещения, который может выступать в качестве принимающей стороны, может обратиться по вопросу постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания. Вместе с тем, согласно статье 246 Гражданского кодекса Российской Федерации распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется с согласия всех его участников. В соответствии со статьей 247 ГК РФ владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности. осуществляется по соглашению всех его участников, а при разногласиях в порядке, установленном судом.
  • Какие действия необходимо предпринять иностранному гражданину при отказе принимающей стороны в постановке на миграционный учет по месту пребывания?

    Ответственность за постановку иностранного гражданина на учет по месту пребывания возложена на принимающую сторону, за исключением отдельных случаев. Частью 2 статьи 24 Федерального закона установлено, что иностранные граждане, не поставленные на учет по месту пребывания в соответствии с Федеральным законом, не подлежат ответственности за нарушение правил миграционного учета, за исключением случаев, если обязанность сообщить сведения о месте своего пребывания возложена на соответствующего иностранного гражданина. В случае, если принимающая сторона отказывается выполнять действия, необходимые для постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания, данному иностранному гражданину следует обратиться с соответствующим заявлением в территориальный орган МВД России по месту его пребывания.