• Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
  • +7 (985) 761 1004

Краткая история происхождения тайского массажа

В различных источниках (в частности, на сайтах тайских массажных школ и учебных центров) часто указывается, что традиционному тайскому массажу около 2500 лет и он возник в Индии примерно при жизни Будды.

Считается, что Будда, на учении которого был основан буддизм, родился около 480 года до н. э. (мы должны заметить, что о дате рождения Будды все еще идут споры).

Кто придумал это учение?

Считается, что основателем (или изобретателем) тайского массажа был индийский врач из Северной Индии, известный как Доктор Дживака Кумар Бхаши (он же доктор Шиваго или Шиваго Комарпадж), современник Будды и личный врач индийского царя Бимбисары. Дживака известен не только как создатель тайского массажа, но и фитотерапии и даже иглоукалывания. Был ли доктор Дживака реальным человеком или всего лишь мифической фигурой остается только гадать.

В любом случае считается, что учения Дживаки достигли Таиланда около 3-го или 2-го века до нашей эры в результате распространения буддизма. Дело в том, что до сегодняшнего дня доктор Дживака почитается индийцами, тайцами и китайцами как важный покровитель традиционной медицины. В Таиланде Дживака играет ключевую роль в церемониях традиционной медицины, где его с любовью уважают как «отца медицины».

Источники

Рассказы о жизни Дживаки можно найти в ранних буддийских текстах. Самый ранний текст появляется через сотни лет после жизни Будды, примерно в 1 веке до нашей эры.

Конечно, если бы в то время в Индии существовало что-то вроде тайского массажа, то его нельзя было бы назвать «тайским массажем». Предполагается, что индийские традиционные медицинские знания (предположительно индийская аюрведическая медицина), включая массажные техники, были распространены по различным азиатским странам во время передачи буддийских учений.

Связь

Действительно, связь тайской традиционной медицины с индийской аюрведой достаточно очевидна. Достаточно просто взглянуть на терминологию энергетических линий Сиб Сен (десять Сен или десять энергетических меридианов), используемых в тайском массаже, со словами и обозначениями, происходящими из санскрита, древнего языка Индии.

Например, тайские энергетические линии Sen Sumana, Sen Ittha и Sen Pingkhala лингвистически очень близки к названиям индийских линий праны Sushumna Nadi, Ida Nadi и Pingala Nadi. Более того, эти три основные линии тайского Сена следуют по траектории очень похожей на соответствующие индийские йогические Nadi.

Влияние

Глядя на современную тайскую традиционную медицину и массаж, становится ясно, что на протяжении веков тайская медицина находилась под влиянием индийской, кхмерской, монской, тибетской и традиционной китайской медицины и культур. Даже сегодня трудно не заметить, что тайский массаж постоянно меняется, принимая и интегрируя аспекты или методы из множества других традиционных и современных лечебных дисциплин.

Поиски свидетельств

Одной из проблем, с которыми сталкиваются при поиске библейских свидетельств существования тайского массажа в древние времена, является разрушение старой столицы Таиланда Аюттхая бирманскими захватчиками в 1767 году. Говорят, что во время бирманского нашествия было уничтожено также большинство старых текстов и библиотек с медицинскими знаниями.

После катастрофы Аюттхая, столица Таиланда (в то время Таиланд назывался Сиамом) была перенесена на юг в Тонбури, а позже, в 1782 году, она была перенесена снова через реку Чао Прайя в нынешний Бангкок, где Большой дворец – официальная резиденция короля – был построен рядом со старым, уже существующим храмом Ват Пхо.

В это время началась реконструкция старой территории храма Ват Пхо, чтобы храм функционировал как хранилище медицинских знаний. С этого периода началось начертание традиционных медицинских знаний на стенах храмов. Мастера и ученые по многим предметам были призваны собрать и поделиться своими знаниями о тайском традиционном целительстве, буддизме и исторических фактах, которые в основном существовали только в устном виде, чтобы все задокументировать (проиллюстрировать). Так, фрески, картины и мраморные таблички были сделаны с драгоценной информацией и хорошо сохранились до наших дней.

Ранние письменные свидетельства

Однако одно из древнейших письменных свидетельств о тайском массаже, по иронии судьбы, происходит не из Таиланда, а от французского представителя и дипломата в Королевском дворе Таиланда в Аюттхае, Симон-де-ла-Лубера (1642 - 1729). Де ла Лубер записал знаменитое описание «Тайского массажа» в своей книге Du Royaume de Siam в 1690 году: «Когда кто-то болеет в Сиаме, то лечение начинается с того, что сведущий человек, садится на тело больного и топчет (сдавливает) его ногами».

Насколько известно, самые ранние найденные письменные материалы о тайской традиционной медицине, это тексты в книге Tamra Phra Osot Phra Narai (фармакопея короля Нарая), которая была составлена в 1661 году (король Нарай был монархом тайского королевства Аюттхая с 1656 по 1688 год). Более поздние устные свидетельства утверждают, что к 1600-м годам существовали медицинские Писания, написанные на пальмовых листьях на языке Пали (кхмерским шрифтом). Но, как уже говорилось, когда Таиланд был захвачен бирманцами в 1767 году, большинство этих текстов были утеряны и сегодня, по-видимому, полностью исчезли.

Выводы

Конечно, письменные свидетельства не являются единственным или окончательным доказательством зарождения или существования традиции или знания. Ранняя тайская медицина, несомненно, передавалась через устную традицию и мастерство от мастера к ученику как это было распространено во многих древних культурах, в том числе в Азии, в течение тысяч лет.

Также важно понимать, что тайский народ мигрировал из Южного Китая, Лаоса и Вьетнама в нынешний регион Таиланда между 10-м и 12-м веками. Этот регион уже был заселен монскими и кхмерскими народами. Можно только предположить, что тайцы принесли с собой свои собственные медицинские знания, смешивая и интегрируя их с другими местными традициями и практиками. То, что сегодня называют тайской традиционной медициной – скорее всего помимо индийского, китайского и буддийского влияния также является результатом этой культурной смеси.